Эскорт-услуги от MOLLY/24

Состояние рынка
труда на  20-01
-2010

Безработных граждан: 15151
Уровень безработицы: 2,8 %
Количество вакансий: 2230

Ответы специалистов Агентства на часто задаваемые вопросы

Наши специалисты буду рады ответить на все ваши вопросы, касающиеся занятости и трудоустройству. Вы можете отправить свой вопрос по электронной почте или задать их по телефону.

Какие услуги может оказать служба занятости населения гражданам?

При обращении в службу занятости гражданам предоставляется информация:

  • о состоянии рынка труда на соответствующей территории;
  • о наличии вакантных рабочих мест (должностей), об оплате и других условиях труда с целью выбора работы;
  • о возможностях профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации;
  • о порядке и условиях регистрации в целях поиска подходящей работы, регистрации и перерегистрации в качестве безработных;
  • о правах и ответственности в области занятости населения и защиты от безработицы.

Граждане, признанные в установленном порядке безработными, также имеют право на получение: пособия по безработице; услуг по психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации; стипендии в период обучения по направлению службы занятости населения; на участие в оплачиваемых общественных работах. Все услуги предоставляются гражданам бесплатно.

В каких случаях безработный гражданин может быть направлен на обучение?

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости, если:

  • гражданин не имеет профессии (специальности);
  • невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации; необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;
  • гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации имеют безработные инвалиды, безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы, граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выпускники общеобразовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности).

Может ли иностранный гражданин обратиться в службу занятости?

Может. Законодательство о занятости населения распространяется как граждан Российской Федерации, так и на иностранных граждан и лиц без гражданства.

При этом всем гражданам, обратившимся в службу занятости населения, предоставляется информация о состоянии рынка труда; о наличии вакантных рабочих мест (должностей), об оплате и других условиях труда с целью выбора работы; о возможностях переобучения; о порядке и условиях регистрации в целях поиска подходящей работы, в качестве безработных. Но для признания гражданина безработным должен быть соблюден ряд условий, в частности, органы службы занятости населения принимают решение о признании гражданина безработным при условии, если он зарегистрирован по месту жительства.

В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» документами, подтверждающими факт проживания, могут быть:

  • разрешение на временное проживание;
  • вид на жительство.

Федеральный закон от 18.06.2006г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан в Российской Федерации» предусматривает, что постоянно или временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, обязан зарегистрироваться по адресу указанного помещения.

Регистрация иностранного гражданина по месту жительства включает в себя фиксацию адреса конкретного жилого помещения в виде на жительство или в разрешении на временное проживание иностранного гражданина. Лицам, не имеющим разрешения на временное проживание, вида на жительство оформляются документы о временном пребывании.

Учету по месту пребывания подлежат:

  1. постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин:
    • не имеет места жительства;
    • находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, больнице либо в ином учреждении здравоохранения или социального обслуживания; в) осуществляет трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом; г) находится в специальном учреждении для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства;
  2. временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин — по истечении трех рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин:
    • находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, больнице либо в ином учреждении здравоохранения или социального обслуживания;
    • находится в специальном учреждении для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства.

Иностранные граждане, предоставившие в службу занятости населения документы о временном пребывании, не могут быть зарегистрированы в качестве безработных и им, соответственно, не может выплачиваться пособие по безработице.

Что такое гражданско-правовой договор и чем он отличается от трудового договора?

При обращении граждан в службу занятости населения и предъявлении ими документов, подтверждающих период работы важно определить, работал ли гражданин по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, поскольку от этого зависит порядок и условия назначения пособия по безработице. При этом следует учесть, что вид договора определяется не его названием, а содержанием (основными признаками).

Определение понятия трудового договора дано в статье 56 Трудового Кодекса Российской Федерации. Трудовой договор — это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, своевременно и в полном объеме выплачивать заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

Таким образом, в трудовом договоре должны быть указаны должность, на которую принимается работник, квалификация, структурное подразделение (место работы), размер заработной платы, сроки ее выплаты (не реже 2-х раз в месяц), срок действия трудового договора, режим рабочего времени, установление испытательного срока (по соглашению сторон), продолжительность отпуска, различные льготы, предусмотренные трудовым законодательством, основания расторжения трудового договора. Трудовой договор заключается в письменной форме в двух экземплярах, один из которых находится у работодателя, а второй с подлинными подписями сторон и печатью — у работника. Прием на работу и увольнение оформляются приказами работодателя. Записи о приеме на работу и увольнении вносятся в трудовую книжку.

Если работодателем является предприниматель без образования юридического лица, то трудовой договор должен содержать аналогичные условия.

Трудовой договор отличается от договоров гражданско-правового характера, которые регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации. Предметом трудового договора является личное выполнение трудовой функции (работы определенного рода). По гражданско-правовому договору исполняется определенное задание (поручение, заказ и т.д.) и предметом такого договора является определенный результат, услуга, фактическое или юридическое действие, получаемое организацией от исполнителя. К гражданско-правовым договорам, на основании которых возможно привлечение физических лиц для участия в производственном процессе относятся: договор подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подряд на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ) — глава 37 ГК РФ, договор возмездного оказания услуг (услуги связи, медицинские, ветеринарные, аудиторские, консультационные, информационные и др.) — глава 39 ГК РФ, договор поручения — глава 49 ГК РФ, договор комиссии — глава 51 ГК РФ, договор агентирования — глава 52 ГК РФ.

Основными отличиями гражданско-правового договора от трудового договора являются:

  • сторонами трудового договора являются работник и работодатель, сторонами договора гражданско-правового характера — подрядчик и заказчик (договор подряда), заказчик и исполнитель (договор возмездного оказания услуг), поверенный и доверитель (договор поручения), комиссионер и комитент (договор комиссии), агент и принципал (договор агентирования);
  • по трудовому договору работник выполняет работу по должности в соответствии со штатным расписанием, по гражданско-правовому договору гражданин в штат не включается, правила внутреннего трудового распорядка на него не распространяются;
  • в случае заключения гражданско-правового договора приказы о приеме на работу и об увольнении не издаются;
  • по договору подряда подрядчик обязуется выполнить определенную работу по заданию заказчика (изготовление, переработка вещи или выполнить другую работу) и передать заказчику овеществленный результат работы (построенное здание, оформленный баланс и т.д.), а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услугу (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. По договору поручения поверенный обязуется совершить от имени и за счет доверителя определенные юридические действия.

Работы по гражданско-правовым договорам принимаются в сроки, оговоренные в договоре, по акту сдачи-приемки выполненных работ;

  • по трудовому договору выплачивается заработная плата (не реже
  • 2-х раз в месяц), по договору поручения — вознаграждение, по договору оказания возмездных услуг — производится оплата услуг, по договор подряда — оплата работ;
  • по трудовому договору у работника возникает право, а у работодателя, соответственно, обязанность на предоставление ежегодных отпусков, обязательное социальное страхование (оплата листков нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам), при заключении гражданско-правовых договоров отпуска не предоставляется, листки нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам не оплачиваются, какие-либо льготы, предусмотренные трудовым законодательством, не устанавливаются.

При приеме на работу специалист отдела кадров сказал, что со мной будет заключен срочный трудовой договор. В каких случаях может быть заключен такой договор?

В соответствии со статьей 58 Трудового Кодекса Российской Федерации трудовые договоры могут заключаться:

  • на неопределенный срок;
  • на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор).

При этом действует общее правило, если должность, на которую претендует гражданин, включена в штатное расписание, а работа носит постоянный характер, то договор заключается на неопределенный срок.

В отличие от трудового договора с неопределенным сроком действия, срочный трудовой договор имеет ряд особенностей, главная из которых — ограничение срока его заключения. В соответствии с частью 2 статьи 58 Трудового Кодекса Российской Федерации заключение срочного трудового договора допускается только в тех случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения. Это общее и обязательное правило, исключение из него составляют случаи, прямо предусмотренные законодательством. Так, статья 59 Трудового Кодекса Российской Федерации содержит специальный перечень случаев (обстоятельств), при которых с работником по его инициативе или по инициативе работодателя может быть заключен срочный трудовой договор. Особое место среди срочных трудовых договоров с работниками занимают трудовые договоры, заключенные на срок до двух месяцев (на время выполнения временных работ) и договоры с работниками, занятыми на сезонных работах. Характер предстоящей работы, не позволяющий установить отношения на неопределенный срок, оговорен в самом названии договора — в первом случае он определен временем (ст.ст. 289—292 ТК РФ), во втором — сезонностью работы (293—296 ТК РФ). Заключение срочного трудового договора для выполнения сезонных работ допускается при условии, если эти работы предусмотрены специальным перечнем сезонных работ, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 4 июля 1991 года N 381. Рассмотрим некоторые случаи заключения срочных трудовых договоров, предусмотренных статьей 59 Трудового Кодекса Российской Федерации.

  1. 1). Для замены временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы. Принципиально здесь то, что предлагаемая должность не свободна. Она занята работником, который по каким-либо причинам отсутствует, но в соответствии с законодательством за ним сохраняется место работы (временная нетрудоспособность, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет). Срок действия договора зависит в данном случае от времени возвращения работника к исполнению своих трудовых обязанностей.
  2. С лицами, которым по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным учреждением медико-социальной экспертизы, разрешена работа исключительно временного характера. Работодатель не вправе по своему усмотрению устанавливать работнику срок трудового договора большей или меньшей продолжительности по сравнению с той, которая предписана медицинским заключением.
  3. С пенсионерами по возрасту. К числу пенсионеров в данном случае относятся только те лица, которые достигли пенсионного возраста и которым назначена пенсия по старости. Если гражданин достиг пенсионного возраста, но пенсия ему не назначена, он не может считаться пенсионером, с которым можно заключить срочный трудовой договор.
  4. С руководителями, заместителями руководителя и главными бухгалтерами конкретный срок, на который заключается трудовой договор, в каждом конкретном случае определяется по соглашению сторон. Срок действия срочного трудового договора может быть обусловлен в трудовом договоре только при его заключении. Заключив трудовой договор с работником на неопределенный срок, работодатель не вправе впоследствии требовать от него заключения срочного трудового договора, в том числе и в связи с возникновением обстоятельств, при которых действующее законодательство допускает возможность заключения срочного трудового договора, например, в связи с оформлением работником пенсии по старости (возрасту).

Истечение срока действия срочного трудового договора является основанием для его прекращения. Инициатива о прекращении трудовых отношений может исходить как от работника, так и от работодателя. Работодатель, принявший решение расторгнуть с работником трудовой договор в связи с истечением срока, обязан не менее чем за три дня предупредить об этом работника. Работник не вправе настаивать на продолжении трудовых отношений, если срок трудового договора истек, и работодатель принял решение его прекратить. Однако, если срок трудового договора истек и ни одна из сторон не потребовала его расторжения, а работник продолжает работу, трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок.

Срочный трудовой договор считается договором с неопределенным сроком действия и в том случае, если он был заключен на определенный срок без достаточных на то оснований, а также, если он был заключен с целью не предоставления работнику прав и гарантий (ст.58 ТК РФ). Указанные обстоятельства устанавливаются судом.

В трудовом договоре, который мне предложили подписать при приеме на работу, указано, что мне будет установлен ненормированный рабочий день. В чем будут заключаться особенности такого режима работы и будут ли мне полагаться какие-либо льготы?

Ненормированный рабочий день — один из видов режима рабочего времени, устанавливаемый для отдельных категорий работников. Статья 101 Трудового Кодекса Российской Федерации дает определение ненормированного рабочего дня.

Ненормированный рабочий день — особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени.

Условие об установлении работнику ненормированного рабочего дня обязательно должно быть указано в трудовом договоре (ст. 57 ТК РФ). Лица, работающие в режиме ненормированного рабочего времени, могут по распоряжению работодателя привлекаться к работе за пределами нормального рабочего времени, и такая работа не рассматривается как сверхурочная. Поэтому в каждом отдельном случае не требуется письменного согласия работника. Кроме того, работодатель не обязан испрашивать мнение выборного профсоюзного органа. При этом работа, выполняемая сверх нормы рабочего времени, не ограничена пределами, установленными для сверхурочных работ (4 часа в течение двух дней подряд и 120 часов в год).

Устанавливая, что привлечение работника к работе за пределами нормального рабочего времени производится по распоряжению работодателя, закон не требует, чтобы такое распоряжение было оформлено в письменном виде. При этом распоряжение работодателя о привлечении работника к работе сверх нормальной продолжительности должно быть вызвано реальной необходимостью и если работник привлекается к выполнению трудовой функции, предусмотренной заключенным с ним трудовым договором.

Относительно пределов переработки сверх нормальной продолжительности рабочего времени действующее законодательство конкретных норм не содержит. В Трудовом Кодексе Российской Федерации сказано лишь о том, что привлечение к работе за пределами нормальной продолжительности рабочего времени может носить эпизодический характер, т.е. в отдельные дни. Работодатель должен вести учет времени, отработанного работником в условиях ненормированного рабочего дня (ч. 3 ст. 91 ТК РФ).

Право устанавливать категории работников с режимом ненормированного рабочего дня принадлежит самим организациям. В соответствии со статьей 101 Трудового Кодекса Российской Федерации перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.

В качестве компенсации за работу в режиме ненормированного рабочего дня законом предусмотрено предоставление работнику ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска (ст. 119 ТК РФ). Его продолжительность определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка. Трудовой Кодекс Российской Федерации устанавливает минимальную продолжительность дополнительного отпуска работникам с ненормированным рабочим днем, равную трем календарным дням. Максимальная продолжительность такого отпуска законом не установлена. Право на дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день возникает у работника с момента назначения его на должность, по которой предусмотрена работа в режиме ненормированного рабочего дня.

Дополнительный отпуск, предоставляемый работникам с ненормированным рабочим днем, суммируется с основным оплачиваемым отпуском и с другими дополнительными отпусками по общим правилам, предусмотренным статьей 120 Трудового Кодекса Российской Федерации. Если полагающийся работнику дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день работодателем не предоставляется, то переработка сверх нормальной продолжительности рабочего времени с письменного согласия работника должна компенсироваться как сверхурочная работа, т.е. путем оплаты в повышенном размере (ч. 1 ст. 152 ТК РФ).

Я уволена по подпункту «а» пункта 6 статьи 81 Трудового Кодекса Российской Федерации, имею детей 11 и 15 лет. Непосредственно перед увольнением я проработала 4 года. Центр занятости зарегистрировал меня безработной и приостановил выплату пособия по безработице на 1 месяц. Имел ли право центр занятости лишить меня пособия?

Решение центра занятости населения о приостановке пособия по безработице сроком на 1 месяц правомерно.

Подпункт «а» пункта 6 статьи 81 Трудового Кодекса Российской Федерации предусматривает увольнение за прогул. Пунктом 3 статьи 35 Закона Российской Федерации от 19.04.1991г. № 1032—1 «О занятости населения в Российской Федерации» установлено, что выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до 3 месяцев в случае увольнения с последнего места работы за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, в том числе за прогул.

Можно ли требовать при приеме на работу от гражданина дополнительную информацию, в частности характеристику и рекомендательные письма с прежней работы?

Статья 65 Трудового Кодекса Российской Федерации определяет перечень документов, которые работодатель вправе потребовать у гражданина при приеме на работу.

При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
  • документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
  • документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

Часть 2 статьи 65 Трудового Кодекса Российской Федерации устанавливает, что в отдельных случаях с учетом специфики работы Трудовым Кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов. Например, Федеральным законом от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что при поступлении на государственную службу граждане предоставляют декларацию о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, собственноручно заполненную и подписанную анкету.

В этой же статье установлен запрет требовать у гражданина документы помимо предусмотренных Трудовым Кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Таким образом, другие документы, помимо установленных статьей 65 Трудового Кодекса Российской Федерации, в том числе и характеристика, могут быть затребованы работодателем только тогда, когда для этого есть соответствующий законодательный или иной нормативный правовой акт. Аналогично решается вопрос и в отношении рекомендательных писем с предыдущего места работы.

Мою дочь приняли на работу секретарем. Через два месяца директор сказал, что она отвечает за сохранность имущества, потому что будет сдавать и снимать офис с охраны, и с ней должен быть заключен договор об ответственности. Правильно ли это?

Вероятно, Вашей дочери предложили заключить договор о полной материальной ответственности. Статья 244 Трудового кодекса Российской Федерации определяет, что письменный договор о полной индивидуальной материальной ответственности, то есть о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работнику имущества, может заключаться с работником, достигшим возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающим или использующим денежные, товарные ценности или иное имущество.

Письменный договор о полной индивидуальной материальной ответственности может быть заключен с работником при одновременном наличии следующих условий:

  • работник достиг 18-летнего возраста;
  • занимает должность или выполняет работу, непосредственно связанную с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных ценностей;
  • занимаемая должность, выполняемая работа включена в специальный перечень;
  • работнику непосредственно выдаются ценности и он самостоятельно отвечает за них перед бухгалтерией.

Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества, утвержден постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31 декабря 2002 года N 85. Поскольку указанный Перечень должностей и работ является исчерпывающим и в него не включена должность секретаря, заключение договора о полной индивидуальной материальной ответственности с Вашей дочерью является неправомерным.

Я был принят на работу с трехмесячным испытательным сроком. Через две недели меня направили в командировку. Имеет ли право работодатель направлять меня в командировку и будет ли продлен испытательный срок на период командировки?

Поскольку во время прохождения испытательного срока у Вас есть определенные трудовые обязанности, установленные трудовым договором, работодатель вправе направить Вас в служебную командировку на основании соответствующего приказа. Статья 166 Трудового кодекса Российской Федерации определяет служебную командировку как поездку работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

Время нахождения в служебной командировке включается в период испытательного срока, поскольку на этот период за вами сохраняется место работы и средний заработок. Кроме того, Ваш работодатель обязан возместить Вам расходы, связанные с командировкой: расходы по проезду, расходы по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), иные расходы, произведенные Вами с разрешения или ведома работодателя.

Я получаю пенсию по инвалидности. Могу ли я также получать пособие по безработице?

Пособие по безработице назначается органами службы занятости населения тем гражданам, кто официально признаны безработными и в случае, если по каким-либо причинам невозможно подобрать подходящую работу. В соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее одиннадцати дней со дня предъявления паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) — паспорта и документа об образовании.

Гражданин, признанный инвалидом, для решения вопроса о регистрации в качестве безработного дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

Форма индивидуальной программы реабилитации инвалида утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 августа 2008 года № 379н.

Таким образом, если в индивидуальной программе реабилитации, выданной Вам, будет содержаться заключение о рекомендуемом характере и условиях труда, Вас могут признать безработным, назначить пособие по безработице и оказывать содействие в поиске подходящей работы.

Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» определяет, что подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы, состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

Я не согласен с размером пособия по безработице, которое мне назначили в центре занятости населения. Как можно обжаловать решение инспектора центра занятости населения?

. Статьей 7.1. Закона Российской Федерации от 19.04.1991г. № 1032—1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29.12.2006г. № 199-ФЗ) предусмотрено оказание населению государственных услуг в сфере занятости населения, таких как:

  • содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям — в подборе необходимых работников;
  • информирование о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации;
  • организация ярмарок вакансий учебных рабочих мест;
  • организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
  • психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан;
  • осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
  • организация проведения оплачиваемых общественных работ;
  • организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
  • социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
  • содействие самозанятости безработных граждан;
  • содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности;
  • выдача работодателям заключений о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.

В настоящее время Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации утверждено и действует 11 Административных регламентов по оказанию государственных услуг в сфере занятости населения.

Получателями указанных государственных услуг являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, обратившиеся в центры занятости населения в целях поиска подходящей работы, признанные центрами занятости населения в установленном порядке безработными, а также работодатели, обратившиеся в центры занятости населения за содействием в подборе необходимых работников (юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица).

В целях реализации Административных регламентов по предоставлению государственных услуг в сфере занятости населения в части обеспечения прав получателей государственных услуг в сфере занятости населения на обжалование решений, принятых в ходе предоставления государственных услуг, действий или бездействия должностных лиц и работников государственных учреждений Калининградской области центров занятости населения, рассмотрения жалоб (претензий) получателей государственных услуг, урегулирования споров в Агентстве по обеспечению занятости населения Калининградской области создана Комиссия по рассмотрению жалоб (претензий) получателей государственных услуг в сфере занятости населения, а также утвержден Порядок досудебного разрешения споров и рассмотрения жалоб (претензий) получателей государственных услуг в сфере занятости населения.

Получатели государственных услуг при возникновении спора с должностными лицами, работниками центров занятости населения могут подать жалобу (претензию) в Комиссию в письменной форме.

Обращение получателя государственных услуг в Комиссию должно содержать следующую информацию:

  • фамилия, имя, отчество гражданина (наименование юридического лица), которым подается жалоба, его место регистрации, место фактического проживания гражданина, место нахождения юридического лица;
  • наименование центра занятости населения, должности, фамилии, имени и отчества работника (при наличии информации), решение, действия (бездействие) которого обжалуется;
  • существо обжалуемого решения, действий (бездействия);
  • причины несогласия с обжалуемым решением, действием (бездействием);
  • обстоятельства, на основании которых получатель государственных услуг считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность;
  • требования (об отмене решения, о признании незаконным действий (бездействия);
  • иные сведения, которые гражданин или работодатель считает необходимым сообщить.

К жалобе (при необходимости) могут быть приложены копии документов, подтверждающие изложенные в жалобе обстоятельства. В этом случае в жалобе приводится перечень прилагаемых к ней документов.

Жалоба подписывается подавшим ее получателем государственных услуг.

В жалобе, поданной работодателем, указывается должностное положение лица, которым она подписана.

Обращение получателя государственных услуг не рассматривается в случаях:

  • отсутствия сведений об обжалуемом решении, действиях, бездействии (в чем выразилось, кем принято), о лице, обратившемся с жалобой (фамилия, имя, отчество физического лица, наименование юридического лица);
  • отсутствия подписи получателя государственных услуг;
  • если предметом жалобы является решение, принятое в судебном или в досудебном порядке.

В случае отказа в рассмотрении жалобы (претензии) заявителю направляется письменный ответ с указанием причин отказа в рассмотрении жалобы (претензии) не позднее 15 дней с момента ее получения.

Рассмотрение жалобы (претензии) осуществляется на заседаниях Комиссии. При этом Комиссия письменно информирует получателя государственной услуги о сроках и месте проведения заседания Комиссии по вопросу рассмотрения жалобы (претензии).

Получатель государственных услуг либо его законный представитель могут лично присутствовать на заседаниях Комиссии либо вправе письменно заявить о своем отказе лично участвовать в заседаниях.

Члены Комиссии, приглашенный получатель государственных услуг либо его законный представитель вправе задавать вопросы, давать устные и письменные объяснения, заявлять и возражать против ходатайств, доводов и соображений, высказывать особое мнение по существу рассматриваемых вопросов.

Продолжительность рассмотрения жалоб (претензий) получателей государственных услуг или урегулирование споров не должна превышать 30 дней с момента получения жалобы (претензии) или возникновения спора.

Споры считаются разрешенными, если в результате переговоров получателем государственной услуги и Комиссией достигнута договоренность по взаимному согласию.

Результаты договоренности фиксируются в протоколе, который подписывается получателем государственной услуги и председателем Комиссии.

По результатам разрешения спора или рассмотрения жалобы (претензии) на основании протокола оформляется решение Комиссии, в котором указываются конкретные сроки принятия мер по устранению выявленных нарушений, восстановлению нарушенных прав и законных интересов получателя государственной услуги.

В случае несогласия получателя государственных услуг с решением, принятым Комиссией, он вправе обжаловать решение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Каковы особенности трудовых правоотношений несовершеннолетних граждан, и какие услуги могут быть оказаны службой занятости населения указанной категории граждан?

Далеко не все окончившие школу имеют возможность или желание учиться дальше. И вот вчерашний школьник приходит устраиваться на работу. В этом случае возникают вполне закономерные вопросы — как правильно оформить трудовые отношения, подходят ли условия труда взрослых работников для несовершеннолетних, какие существуют льготы? Имеет ли право выпускник школы обратиться в службу занятости и чем может помочь служба занятости?

Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет.

В случаях получения общего образования, либо продолжения освоения основной общеобразовательной программы общего образования по иной, чем очная, форме обучения, либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста пятнадцати лет для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью.

Особенности трудовых отношений несовершеннолетних граждан:

  • испытание при приеме на работу несовершеннолетним не устанавливается;
  • лица в возрасте до 18 лет принимаются на работу только после обязательного предварительного медицинского осмотра;
  • с несовершеннолетним не может быть заключен договор о полной материальной ответственности.

Законодательством определены ограничения для лиц, не достигших 18 лет, при заключении трудового договора.

Не допускается прием лиц в возрасте до 18 лет на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземные работы, такие как:

  • горные работы;
  • геолого-разведочные и топографо-геодезические работы;
  • производство в области черной и цветной металлургии;
  • добыча и переработка торфа;
  • нефтехимическое, химическое и микробиологическое производство и др.

Запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами).

На основании ряда норм Трудового Кодекса Российской Федерации, федеральных законов несовершеннолетние не могут быть приняты на работу:

  • по совместительству;
  • выполняемую вахтовым методом;
  • в религиозные организации;
  • на государственную службу.

Также запрещается привлекать несовершеннолетних к таким видам работы как:

  • сверхурочные работы;
  • работа в ночное время;
  • работа в выходные и праздничные дни;
  • направлять в служебные командировки.

Трудовым законодательством установлена продолжительность рабочего времени для несовершеннолетних:

  • работникам в возрасте от 15 до 16 лет продолжительность рабочего дня устанавливается не более 5 часов, продолжительность рабочей недели — не более 24 часов;
  • работникам в возрасте от 16 до 18 лет продолжительность рабочего дня устанавливается не более 7 часов, продолжительность рабочей недели — не более 36 часов.

Продолжительность рабочего времени учащихся образовательных учреждений в возрасте до 18 лет, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, не может превышать половины данных норм.

Заработная плата работникам в возрасте до 18 лет выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы. Работодатель может за счет собственных средств производить им доплаты до уровня оплаты труда работников соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы. Сдельная работа оплачивается в зависимости от выработки. Несовершеннолетний имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день, который может быть предоставлен до истечения шести месяцев в любое удобное время.

При обращении в службу занятости гражданам, в том числе и несовершеннолетним, предоставляется информация:

  • о состоянии рынка труда на соответствующей территории;
  • о наличии вакантных рабочих мест (должностей), об оплате и других условиях труда с целью выбора работы;
  • о возможностях профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации;
  • о порядке и условиях регистрации в целях поиска подходящей работы, регистрации и перерегистрации в качестве безработных;
  • о правах и ответственности в области занятости населения и защиты от безработицы.

Все услуги предоставляются бесплатно.

Условия регистрации службой занятости несовершеннолетнего в качестве безработного:

  • достижение 16-летнего возраста;
  • обращение в службу занятости населения по месту жительства;
  • предъявление органам службы занятости паспорта и документа об образовании.

Несовершеннолетние граждане, признанные в установленном порядке безработными имеют право на получение:

  • услуг по психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации;
  • пособия по безработице;
  • на участие в оплачиваемых общественных работах.

В том случае, если несовершеннолетний признан безработным, он имеет право на направление на профессиональную подготовку, причем в приоритетном порядке. В период обучения по направлению службы занятости выплачивается стипендия.

Каков порядок назначения пособия по безработице?

30 декабря 2008 года в «Российской газете» был опубликован Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 287-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2009 года.

Указанным Федеральным законом внесены изменения в статьи 29, 30, 31, 34 Закона Российской Федерации от 19.04.1991г. № 1032—1 «О занятости населения в Российской Федерации», определяющие размер пособия по безработице и сроки его выплаты. Новые требования Закона распространяются на граждан, которые были признаны безработными после 1 января 2009 года.

Рассмотрим более подробно категории граждан, размер пособия по безработице для каждой конкретной категории граждан, а также сроки его выплаты.

Категория граждан: Уволенные из организаций по любым основаниям и, имеющие в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).

Сроки выплаты пособия по безработице

Размер пособия по безработице

Каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

Безработные граждане, не трудоустроенные по истечении первого периода выплаты пособия по безработице, имеют право на повторное получение пособия по безработице.

Общий период выплаты пособия по безработице гражданину не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев (12 месяцев выплата пособия, 6 месяцев перерыв, 12 месяцев выплата пособия, 6 месяцев перерыв при условии, что гражданин с учета безработных не снимался).

Устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы
в первом 12-месячном периоде выплаты:

  • в первые три месяца — в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);
  • в следующие четыре месяца — в размере 60 процентов;
  • в дальнейшем — в размере 45 процентов, но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице*;
  • во втором 12-месячном периоде выплаты — в размере минимальной величины пособия по безработиц.

* — Пунктом 2 статьи 33 Закона Российской Федерации от 19.04.1991г. № 1032—1 «О занятости населения в Российской Федерации» установлено, что размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством Российской Федерации. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.12.2008г. № 915 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице» («Российская газета» от 12.12.2008г.) в 2009 году минимальная величина пособия по безработице 850 рублей, максимальная величина — 4900 рублей.

Категория граждан:

  • впервые ищущие работу (ранее не работавшие);
  • стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
  • уволенные за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
  • уволенные по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшие в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель;
  • граждане, направленные органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия.

Сроки выплаты пособия по безработице

Размер пособия по безработице

каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать шесть месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев. При этом общий период выплаты пособия по безработице для этих категорий граждан не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев (6 месяцев выплата пособия, 6 месяцев перерыв, 6 месяцев выплата пособия при условии, что гражданин с учета безработных не снимался)

в первом 6-месячном периоде выплаты — в размере минимальной величины пособия по безработице,

во втором 6-месячном периоде выплаты — в размере минимальной величины пособия по безработице